Амет-Хан Султан родился 20 октября 1920 года в Крыму, городе Алупке. Мальчик родился в семье рабочего. После окончания школы ФЗУ Султан начал работать слесарем в железнодорожном депо Симферополя, и продолжал учиться в аэроклубе. В 1939 году Султан стал членом РККА. В 1940 году он окончил 1-ю Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова, и после ее окончания младшего лейтенанта направили в Бобруйск. Затем его перевели в Одесский военный округ, в 4-й истребительный авиационный полк, который дислоцировался под Кишиневом.
Боевые полеты Амет-Хана Султана
Ранним утром 22 июня 1941 года Султан совершил свой первый боевой вылет для разведки противника. Его назначили командиром звена 147-й истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта в октябре того же года. За это время он уже произвел 130 боевых полетов на самолетах И-153 и И-16 на штурмовку и разведку противника, и был награжден орденом Красного Знамени. В декабре 1941 года лейтенанта Амет-Хана направили Кинешму (Ивановской области) для переподготовки на английский истребитель «Харрикейн». После этого он возвратился в свой полк, вошедший в это время в систему ПВО Ярославля.
31 мая 1942 года Султану удалось уничтожить пулеметную точку бомбардировщика Ju-88D-1. После окончания боезапаса Амет-Хан левым крылом своего «Харрикейна» нанес удар по фюзеляжу «Юнкерса», и он загорелся. Два самолета вместе начали падать. Ему пришлось покинуть самолет, чтобы не сгорел парашют. Согласно Указу Президиума верховного Совета СССР Амет-Хана наградили орденом Ленина за этот подвиг, и жители Ярославля подарили ему именные часы. В 1942 году Султана перевели под Сталинград, в 9-й гвардейский полк, его командующим был Л.Л.Шестаков – Герой Советского Союза. Он на Як-1 и Я-76 совершил 110 боевых полетов в воздушном пространстве Сталинграда. Позднее он сбил 7 самолетов врага в боях под Воронежем и Касторной.
К августу 1943 года капитан Амет-Хан совершил 359 боевых вылетов, произвел 79 боев в воздухе, и на его личном счету было сбито 11 самолетов и 19 машин в группе. 24 августа 1943 года он получил звание Героя Советского Союза. Амет-Хан за весь период войны совершил 603 боевых полета, среди них 70 вели штурмовку, он лично в 150 воздушных боях сбил 30 самолетов врага, и в группе – 19 авиалайнеров. В своем последнем бою в небе над Берлином 25 апреля 1945 года Султан сбил FW-190. В июне 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе был удостоен второй медали «Золотая Звезда».
В 1946 году Амет-Хан начал работать в ЛИИ. В 1951 году он получил звание летчика-испытателя 1-го класса. В 1961 году ему присвоили звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Он всего налетал 4237 часов, и ему удалось освоить более 100 типов самолетов. В ЛИИ среди летчиков-испытателей он единственный имел звание Героя. Амет-Хан погиб 1 февраля 1971 года во время испытаний нового двигателя на лайнере Ту-16ЛЛ. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Мемориальная доска Героя – в Дагестане (город Каспийск), бронзовый бюст установлен на его родине.