Государство Кара-ханидов образовалось в Х веке. В то время тюркские племена составляли основу этого государства, и на них сильное влияние оказывала оседло-земледельческая культура. В обществе кара-ханидов также на этнические процессы сильно влияли оседлый и кочевой хозяйственно-культурные типы и культурные традиции. В истории Караханидского государства особую роль играли племена карлуков, которые являлись активными участниками этнополитических процессов IX-XII веков. В течение VIII-IX веков карлуки воевали с уйгурами. Но, карлуки не смогли отстоять свою независимость, поэтому они признали власть уйгуров. Но, их власть продержалась только до 845 года.
Перечень тюркских народов
В источниках Ибн Хордад-беха представлен перечень тюркских народов. Он в нем среди тюркских племен называет карлуков и тюргешей. В его источниках эти племена очень часто упоминались, и в то время были самыми сильными и многочисленными. Ибн Хордад-бех, описывая их быт, отмечал, что у тюрок не было укреплений и селений, и они жили в тюркских ребристых шатрах. В них вместо гвоздей использовались ремни из шкур коров и животных, покрытые войлоком. Тюрки были самые искусные в изготовлении войлока, поэтому их одежда изготовлена из него. Они пили молоко кобылиц, ели их мясо и больше всего ели дичь.
Обширное расселение племен карлуков давало возможность им вмешиваться в борьбу жителей Маверан-нахра с арабами, в которой они поддерживали первых. В 806 году в Маверан-нахре начало антиарабское восстание, и карлуки поддержали восставших. В 812 году в арабском походе карлуки потерпели поражение. В середине IX века пал Уйгурский каганат, и карлукские джабгу приняли титул кагана. Карлуки господствовали в восточной части Сырдарьинской области и в Семиречье.
В источниках ибн Хаукаля, Гардизи, Истахри, Табари В. Бартольд, Нершахи описываются земли, занимаемые карлуками в IX-X веках. Тараз был одним из самых древних городов Таласской долины. В городе господствовали кочевники до середины VIII века. Исмал Саманид захватил Тараз в 893-894 годах, и главную церковь преобразовал в мечеть. Этот город всегда оставался центром торговли. И до ислама здесь тюрки торговали с мусульманами. Мусульмане обычно не заходили дальше Таласа, поскольку страну населяли кочевники-карлуки. Зимовки карлуков располагались к востоку от долины Таласа, а город Тальхиза находился на границе с землями чигилей. Сегодня этот город называется Талгар, а в IX-XII веках этот город был центром экономики и культуры карлуков. Месторасположение города на торговом пути, соединявшем Восток и Запад в средние века, сыграло большое значение. После того, как население приняло ислам в X-XI веках, город превратился в крупный духовный центр.
В Таласской и Чуйской долинах, кроме карлуков, тюргешей и других кочевых тюркских племен, проживали пришельцы из Согда и Мавераннахра, которые принимали участие в процессах этнической консолидации, составляли население оседлых земледельческих областей.