(продолжение, начало: «Курыканы – предки якутов Часть 1»)
Омогой и Элей являются пришельцами в том месте, где они встретились по всем преданиям. Где-то, южнее Прибайкалья лежит территория их исхода. По некоторым преданиям эта территория находилась южнее, может быть в Северной Монголии. Очевидно, в XIV-XV веках формировалась археологическая культура якутов на Средней Лене. А XV- XVI века являются временем сложения якутской народности.
В XI веке и до начала XIII века существовало государство кереитов на территории современной Северной Монголии. Монголами или тюрками были кереиты, не существует общепринятого мнения в науке. Союз возглавляли кереиты, но и еще пять племен входило в него. Киданьско-монгольские и тюрко-уйгурские компоненты включали в свой смешанный состав кереиты, из описаний Л.Л.Викторовой. Но об этническом составе кереитского союза автор не конкретизирует свое мнение. Какие элементы в этом союзе нужно считать тюрко-уйгурскими, а какие монгольскими остается не понятным.
В составе кереитского союза было племя, которое по-монгольски звучало – сакаит. Г.О. Авляев считает, что кереиты были монголами, а сакаитов он относит к тюрко-уйгурам, а может быть и к джиркинам. Окончаниями «ит», «ат», «ут» являлся суффикс, которым в монгольском языке оформлялось название народа или племени. Так, например: мангут, конграт, урууд, кият. Племя сакаит было не монгольского происхождения, если согласиться с мнением Г.О. Авляева, то можно допустить, что сака было исконным самоназванием этого племени. Из племен джиркинов, кереитов, сакаитов, албатов, тумаутов, конкаитов (донгхаитов) состоял кереитский союз. Туматы, возможно, джиркины имеются в составе якутов. В составе близких якутам по происхождению долганам были собственно сака и род долгот. Если стянутой формой этнонима дунхаит является донгот, то четыре из шести кереитских племен оказываются в составе якутов, кроме самих албатов и кереитов.