Некие южные скотоводы являются одним из важнейших компонентов в этногенезе современных якутов, это общепризнано в современной науке. Наряду с северными, местными элементами в якутской культуре существует значительный пласт черт южного происхождения. Во всей материальной культуре, языке, социальном строе, культе, верованиях, хозяйстве, искусстве, антропологическом типе якутов они заметны. Племя – курыканы, из господствующей гипотезы, составляют основную часть этих южных предков, которые обитали в районе озера Байкал в VII-VIII веках до нашей эры. В законченном виде эта гипотеза была разработана А.П. Окладниковым. И в том или ином виде остается преобладающей на сегодняшний день. Южное происхождение основного компонента в составе якутов очень обстоятельно и развернуто аргументировал
А.П. Окладников. Но его гипотеза не доказывает, что этим южным компонентом были курыканы. Предания о передвижении якутов по реке Лене, с верхней ее части на среднюю часть, то есть в места своего теперешнего обитания, легли в основу этой курыканской гипотезы. Курумчинская культура была распространена в Прибайкалье с VI по X века до нашей эры. Из летописей VII, VIII веков в районе озера Байкал жили курыканы, то есть по-китайски «гулигань». Поэтому курумчинская культура определяется как курыканская, и отождествляются с курыканами предки якутов. Прародину якутов на верхней Лене не позволяют локализовать якутские летописи. По этим преданиям, Элей – эпический предок якутов, который прежде чем добраться до верховья Лены, покорил большое расстояние верхом на лошади по какой-то безводной местности. Очень показательными являются записи, сделанные в XVIII веке Я. Линдедау, который в это время проживал в Якутии, и он написал, что не бывали в Якутии легендарные предки якутов Омогой Бай и Элей Боотур, а в Прибайкалье они безвыездно проживали. Позднее потомки и их внуки переселились на среднюю Лену. (далее)