Кунграты входили в дашти-кипчакские узбекские племена. Эти племена можно было встретить в Сурхандарьинской, Хорезмской, Кашкадарьинской областях Узбекистана. В таких работах, как «Жомье-ут-таворих» или «Сборник летописей» Рашидиддина и «Шажарайи турк» или «Древо тюрков» Абу-л Гази, которые были написаны в XIV веке, встречаются легенды о происхождении кунгратов. Многие исследования высказывают такое предположение, что кунграты произошли от монгол. Однако, Б.Х. Кармышева отмечает в своих исследованиях, что абсолютно неважно, кто являлся предками кунгратов, монголы или тюрки. Несмотря на то, что те и другие этнические группы относятся к монгольским племенам, они до того, как поселиться в Мавераннахр, в начале XVI века приняли тюркское направление по культуре, языку, и этническому составу. Статус кунгратов отличается от статуса других племен, так как Чингиз-хан и его родственники брали в жены дочерей знатных кунгратов, таким образом, это племя возвышалось над другими племенами.
И.П.Магидович считает, что кунграты являлись предками большей части хорезмских узбеков, которые жили до расселения основной части дашти-кипчакских узбеков. Примерно в XV веке был создан союз казахских кунгратов. В нападении Шейбанидов на Мавераннахр принимали участие не казахские кунграты, а союз хорезмских кунгратов. Наряду с этим существуют и такие предположения, что кунграты поселились на территории Узбекистана. По мнению некоторых исследователей до нападения Шейбани-хана не жили кунграты в Сурхандарье и Кашкадарье. Однако, старожилы утверждают, что настоящей родиной кунгратов являются Гузар-Байсунские степи. Нам известно, что сюжеты о кунгратском народе и их байсун-кунгратской родине описаны в эпосе кунгратского этноса «Алпамыш». Есть еще несколько версий этого эпоса: хорезмская, казахская, каракалпакская, сурханская. Все события, которые в них описаны, происходят в Байсун-Кунгратском крае.