На значительной части Анатолии, добравшись до побережья Эгейского и Мраморного морей и стен Скутари, утвердились огузо-туркменские племена в течение четверти века. Рядом причин можно объяснить столь быстрое продвижение на запад, из которых на двух следует остановиться. Обширные территории Центральной и Восточной Анатолии заметно обезлюдели из-за многочисленных набегов сначала арабов, а потом и тюркских отрядов. Были разорены или вовсе снесены с лица земли многие города и селенья, а их жители либо в плен уведены, либо в другие районы империи были вынуждены бежать. Со стороны местного населения не испытали завоеватели серьезного сопротивления поэтому. Довольно велик был удельный вес христиан-еретиков, то есть павликиан, богомилов, которые близки к тондракитам среди оставшихся племен. Надежды на прекращение религиозных гонений связывали оставшиеся племена с приходом тюркских завоевателей. И сама византийская знать способствовала успеху захватчиков, во-вторых. В ходе междоусобной борьбы за власть знать пыталась использовать их военную мощь. В переговоры с тюркскими предводителями вынудил вступить императора Михаила VII Палеолога мятеж вождя франкских наемников в 1073 году. Недалеко от ворот Никомедии или Измида Артук-бей один из предводителей разгромил мятежников. Вождь восточной провинциальной знати Никифор III Вотаниат оказался на константинопольском престоле спустя несколько лет. Появлению некоторых независимых христианских государств способствовала политическая анархия, которая после 1071 года воцарилась в Малой Азии. В 1080 году было создано одно из таких государств в Киликии, куда ушли многие армянские семьи после разгрома Анийского царства в 1065 году. Местный византийский наместник Филарет Вахамия был первым его правителем, который приказам императора отказался подчиняться. Такие крупные центры как: Антиохия, Эдесса и Мелитена или Малатья оказались под властью Филарета.