В наших летописях кочевой народ тюркского происхождения называли то черными клобуками, то торками. Названия черные клобуки являлось родовым относительно берендеев и торков, которые когда-то кочевали в Азии. В наших летописях первое известие о берендеях появляется под 1097 год, и до 1146 года происходит их постоянное смешивание с торами, и только в том же1146 году их стали называть черными клобуками. В наших летописях совершенно исчезают названия черных клобуков в начале XIII века. Отношения между берендичами или торками, которые проживали за Доном, были замечательные с нашими князьями.
В период их независимого существования они занимались набегами и грабежами на Русь. Но их набеги отличались от набегов печенегов, они были менее опасны и меньше причиняли вреда. Меняется роль берендичей с появление половцев. Половцы оттесняют их к южным пределам Руси того времени, и выпрашивают поселения на окраинах Киевского и Переяславского княжеств. При этом они обязуются защищать половцев от набегов степняков. Русские князья, конечно, приняли такое предложение и разрешили берендичам поселиться в Верхнем Побужье и Поросье. Так понемногу они стали привыкать к городской жизни и оседлости. В летописях чаще всего упоминается город Торчевск, где они осели.
С тех пор, то есть с XII века их можно отнести к полуоседлым народам. При нападении кочевников берендичи пытались собственными силами изгнать противника, но иногда обращались за помощью к киевскому князю. Для них в тот период была характерна оборонительная позиция, они вели наступательные действия очень редко. Во второй половине XII века они очень часто участвуют в усобицах князей, принимая сторону киевских князей. Берендичи относились к домашним в княжеских поместьях, которые имели большое влияние в хозяйственных делах киевских князей, и поэтому их нельзя было назвать наемниками. Они принимали активное участие в избрании киевских князей, их голоса были наравне с жителями Киева и остальных киевских областей.