Для истории тюркских языков и их носителей древнетюркскую руническую письменность Монголии, Южной Сибири, Казахстана и Средней Азии можно назвать ценным источником. Хронологические рамки и регионы распространения древнетюркской письменности каким-то образом соотносятся с древнетюркской государственностью VI-Х веков. Но, конечно, истоки данного процесса имеют более глубокие корни. Алтай Сарсенович Аманжолов – профессор, доктор филологических наук написал книгу «Древня алфавитная письменность тюркского мира», в которой на уточненном материале исследуется руническая графика тюрков, всесторонне анализируются эпиграфические находки на территории Казахстана, предлагается принципиально новая трактовка генезиса тюркского рунического алфавита.
Алфавит – признак общественного развития
Общеизвестно, что алфавитное или буквенно-звуковое письмо принадлежит к большим достижениям мировой культуры. Поэтому вопрос о появлении первой алфавитной письменности у древних тюрко-язычных племен Тянь-Шаня и Саяно-Алтайского нагорья тесно связан с историей культурного и общественного развития этих племен. В середине VIII века в рунической надписи на «Селенгинском камне» из Монголии Моюн-Чур – уйгурский хан свои знаки и письмена называет «тысячелетними и бесчисленно-дневными».
Может быть, эта надпись является указанием на очень давнюю, письменную традицию тюркского языкового мира. И сейчас две прототюркские рунические надписи из захоронений V-IV веков до н. э, а также статьи «Еще раз об иртышской рунической надписи» и «Руноподобная надпись из сакского захоронении близ Алма-Аты» документально подтверждают существование алфавитной письменности у ранних кочевых племен Казахстана и Южной Сибири.
Многообразие исторических памятников
Еще в XVII-XVIII веках ученые Европы обратили внимание на таинственные «рунические» письмена, высеченные на камнях Енисея, которые внешне напоминали скандинавские руны. Постепенно количество находок увеличивалось, но лишь в ХIХ веке стало понятно, что енисейские надписи это древнетюркский язык, и было определено звучание практически всех знаков тюркского рунического письма. Русский этнограф Н.М. Ядринцев в 1889 году в Монголии в бассейне реки Орхон обнаружил два больших мраморных обелиска с надписями на двух языках. Это были памятники в честь Бильге-кагана (735 г.) и его младшего брата Кюльтегина (732 г.). На памятниках с одной стороны были высечены китайские иероглифы, а с трех остальных сторон – рунические письмена, похожие на «енисейские», и по месту нахождения они были названы «орхонскими». Через два года в 1891 году Ядринцев открыл третий орхонский обелиск с руническими письменами – Онгинский памятник. Благодаря китайским текстам была ускорена дешифровка тюркских рун.
Впоследствии вплоть до недавнего времени было обнаружено и издано еще несколько десятков тюркских рунических надписей на камне в Сибири, в Монголии, в Семиречье. Довольно часто тюркские руны можно увидеть на серебряных и золотых предметах из курганов на Алтае и в Хакасии, и на бронзовых монетах из коллекции Минусинского музея.