Азербайджанский поэт Фузули Мухаммед Сулейман оглы (далее по тексту Фузули) писал стихи на азербайджанском, арабском и персидском языках. Он служил хранителем святых мест, преподавал. В Багдаде прожил большую часть жизни. В 1522 году написал полную рукопись сочинений (куллият). Г. Араслы в 1958-1961 годах в Баку опубликовал полное научно-критическое издание сочинений на основе старых рукописей.
В поэтическом наследии Физули значительное место занимает лирика, в основном касыды и газели. Физули основой мироздания считал «возвышенный восторг» любви. Основное содержание его лирики составляют печаль и страдания, касающиеся извечной недостижимости совершенства в любви. Поэт противостоял религиозным запретам и канонам, утверждая право человека на земную любовь. Он направление газели сделал более доступным по форме и содержанию.
В своей гуманной поэзии поэт призывает правителей к справедливости, к заботе о благе подданных, и выражает ненависть ко всякому насилию. Государство и религия должны защищать униженных от разного рода посягательств мира сего. Несмотря на то, что Физули не принадлежал ни к одному суфийскому ордену, в его мировоззрении и творчестве сказалось влияние суфизма. Поэт призывал вести скромный и простой образ жизни, отречься от соблазнов «тленного мира».
Его касыду «Друг сердца» можно назвать одним из самых высоких образцов философской лирики. Эта касыда как бы продолжает традиции Амира Хосрова Дехлеви, Хагани Ширвани, Джами. Она отличается антифеодальной направленностью, социальной остротой. Одним из ранних образцов азербайджанской художественной прозы считается сочинение «Жалоба». В этой своеобразной политической сатире жалобы на свою судьбу переплетаются с обличением взяточничества, произвола, господствовавшего при дворе турецкого султана Сулеймана I Кануни.
В творчестве Физули много произведений, отражающих социально-философскую (поэмы «Спор плодов», «Гашиш и вино», аллегория) и философско-этическую тематику (соч. «Здоровье и недуг», «Гашиш и вино»). К известным произведениям можно отнести трактат по истории философии «Исход веры», стихотворный перевод сорока хадисов на азербайджанский язык, сочинения Хусейна Ваиза Кашеви (XVI век), названного поэтом «Сад счастливцев».
Вершиной его творчества является лиро-эпическая поэма «Лейли и Меджнун», в которой поэт ищет счастье и смысл своей жизни в романтической любви. Но, идеалам поэта враждебны феодально-религиозные обычаи и традиции. В этой поэме Физули показал истинно человеческую любовь. В развитии азербайджанского языка и литературы целую эпоху, составляет романтическая и, одновременно, правдивая поэзия Физули. Поэту удалось значительно обогатить стилистику и лексику языка.
Творчество Физули сказалось не только на дальнейшем развитии азербайджанской, турецкой, но и других литератур народов Ближнего Востока. В 1958 году в Баку был открыт памятник в честь 400-летия со дня рождения поэта.