В 870 году на Сыр-Дарье родился Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Термин «тархан» в его имени означает, что он произошел из семьи знатного тюркского военачальника. В истории своего региона бассейн Сыр-Дарьи имеет такое же значение как Нил для Египта, Ефрат и Тигр для Месопотамии. Позднее Фараб стал называться Отраром, его развалины располагаются на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области.
Современники описывают, что в IX-X веках он являлся крупным центром, важнейшим пограничным и узловым пунктом караванных дорог мировой торговли того периода, в котором соединялись кочевая степь и оседлое население. В 1218 году монголы разрушили город, и это событие вошло в историю, как «Отрарская катастрофа». Отрар на карте культурного развития отмечен как город, в котором родилась целая плеяда выдающихся ученых, мыслителей, поэтов. Среди них Асу Наср аль-Фараби выделяется как величина мирового масштаба.
Великие историки науки и культуры отмечали уникальность и величие личности Фараби. Перечень его интересов был разносторонний. Очевидно, Фараби в молодые годы уехал из родного города и побывал почти во всех городах, связанных с арабским халифатом и исламом. Много лет он прожил в Багдаде, в политическом и культурном центре арабского халифата. В этом городе он изучал труды деятелей «Бет аль-хикма», переводчиков греческих авторов, начал контактировать с известными учеными, и постепенно среди них занял место лидера благодаря силе мысли и нравственной высоте.
В Багдаде ему был присвоен титул «Муаллим ассана» – Второй учитель. Звание «второго» он получил потому, что «первым» был Аристотель. На самом деле, их многое сближает: разносторонность и широта научных интересов, желание философски понять место и бытие человека в нем, близость к практической житейской мудрости народа, к «общепринятому мнению». Фараби был вынужден покинуть Багдад из-за неприязни и зависти. Он последние годы своей жизни провел в Алеппо и Дамаске под покровительством Сайф ад-Давля Хамдани. Но, несмотря на это, Фараби предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, получая скромное жалованье в четыре дирхема.
Фараби умер в Дамаске, когда ему было 80 лет. Его похоронили за так называемыми Малыми воротами. Фараби был настоящим человеком мирового уровня, поскольку смог сблизить и синтезировать ценнейшие достижении персидской, арабской, индийской, греческой и собственной тюркской культуры в своем творчестве. В его знаменитой «Китаб аль-музык аль-кибар» («Большой книге музыки») отражены отзвуки тюркской культуры. Фараби был не просто ученым-гуманитарием, его можно назвать гением-реформатором науки, который попытался систематизировать свои знания в трактате «Слово о классификации наук». Он размышлял как реформатор педагогики, старающейся внести знания в народные массы, соединить просвещение с развитием человечности в людях.