Татарское название шамаиль произошло от арабского слова, турецкое название джамалты от ждам – «стекло», и алтында – «под». В Иране этот своеобразный вид искусства назывался шамайэл. Вначале шамаиль основывался на технике религиозной живописи на стекле, которая состояла из трех составляющих:
а) изображения – образа;
б) орнамента;
в) каллиграфического письма.
Постепенно в этом искусстве появлялись и другие формы технического исполнения. К ним относились: вышивка на полотне (ляуха), печать, живопись на холсте и др. В своем произведении «Слово и образ в татарском шамаиле. От прошлого до настоящего» Рустем Шамсутов – известный исследователь данного искусства, кандидат искусствоведения отмечает, что впервые живопись на стекле появилась в Средневековой Индии и Византии. Затем из Византии живопись на стекле стала охватывать весь мусульманский и христианский мир. В XVIII веке этот вид искусства через Италию и Чехию возвратился на территорию Турции. В татарской среде в XIX веке большим спросом пользовались предметы турецкого импорта, и поэтому в татарской культуре начало широко развиваться искусство шамаиля, которое стало особым видом татарского искусства. В татарской христианской среде активно применялись различные способы национального самовыражения, в основном в богослужении, и они были напрямую связаны с Христианством, но в советский период их использование намного уменьшилось. В постсоветское время в татарском обществе начало расти национальное и религиозное самосознание, и связи с этим возросла актуальность использования шамаиля как способа национально-конфессионального самовыражения татар.
Многие православные татары произошли не из крященской среды, и поэтому не только на эту культурную традицию они опирались в вопросах национального самовыражения. Поскольку Православное Христианство не наносило вреда национальным культурам, а наоборот, способствовало их преображению, и избавлялось только от тех форм, которые не воспринимались с христианской точки зрения, и при этом активно применяло положительные и нейтральные формы, и таким образом, служило мощнейшим толчком для качественного развития самих национальных культур. Так, благодаря применению этого принципа, касающегося татарского национального искусства, появилось новое направление в искусстве – татарский христианский шамаиль.