Человек как духовное существо всегда стремился осмыслить природные и социальные процессы, которые вокруг него происходят. Благодаря наблюдению человека за этими процессами, и непосредственному участию в них, а также оценке с точки зрения эстетических, моральных и других социальных ценностей привело к формированию целостного образа мира. Для того, чтобы реконструировать древнетюркское мировоззрение нужно в сравнительно-сопоставительном плане изучать фольклорное богатство тюркских народов. Только путем обобщения такого обширного эмпирического материала можно выявить общие тенденции и закономерности функционирования мировоззрения, и специфику сознания представителей тюркского кочевого народа.
Л.Н. Гумилев считал, что древние тюрки имели «четко отработанное мировоззрение», и они его противопоставляли культуре Византии, Ирана, Китая, Индии. На основании орхонских текстов можно сделать вывод, что причина этого стремления заключалась в стремлении соседей к активной культурной экспансии, и к навязыванию тюркам своих духовных ценностей. Они сладкой речью и роскошными драгоценностями очень сильно привлекали к себе народы, которые жили далеко. Но, эти народы, поселяясь поближе, потом устраивали себе там дурное мудрование. Китайскую культуру тюрки сознательно отрицали, поскольку они ясно понимали негативные последствия ее влияния. В процессе духовного творчества древние тюрки сформировали своеобразную модель мироздания.
Эта картина мира состоит из образов Пространства и Времени, экологических принципов взаимодействия, морально-нравственных ценностей, взаимоотношений с другими народами, духовного освоения мира. В духовной сокровищнице тюркских народов сохранились мировоззренческие принципы древних тюрков в форме культурных архетипов, некоторых фрагментов. Вследствие этого для реконструкции древнетюркского мировоззрения нужно вместе с историческими источниками изучать архаические элементы в этнокультуре тюркских народов, которые только в произведениях устного народного творчества дошли до нас.