Три основных класса существовало в тюркских государствах: беи, свободные тюрки и пленники (рабы). Кроме небольшой группы, которая принадлежала к ханской династии, титул «бей» не переходил по наследству. Этого титула мог удостоиться любой житель за заслуги на государственной службе. В тюркских государствах не существовало класса, кроме правящей династии, представители которого бы имели наследственные привилегии.
Но, тем не менее, в тюркских государствах жили люди, которые пожизненно пользовались привилегиями. Их называли «тарханами». В летописях не обнаружены точные сведения о том, какими правами и привилегиями пользовались тарханы. В исторических источниках только найдены сообщения о привилегиях тарханов в Монгольском государстве, которые заимствовали у тюрков структуру правления. Тарханы имели следующие привилегии:
- освобождались от уплаты любого вида налогов и принудительных работ или барщины;
- имели право принимать определенную долю охотничьей и военной добычи;
- имели право на аудиенцию у хана, которая не требовала специального разрешения;
- девять раз прощались проступки тарханов, кроме особо тяжких преступлений;
- почетное место отводилось тарханам во время торжественных мероприятий и церемоний, и им преподносился бокал с вином.
А также служителям культа – священникам предоставлялись некоторые привилегии, которыми они имели право пользоваться пожизненно. «Государственной религии», то есть религии, исповедовать которую должно было все население, не было в тюркских государствах. В этих государствах существовал принцип свободы вероисповедания. В южно-уйгурских ханствах население исповедовало зороастризм, буддизм, манихеизм, несторианство. В отправлении обрядов все адепты этих религий и религиозных течений имели полную свободу. Вместе с тем, в древний и средневековый период у тюрков существовал институт рабства, но, следует отметить, что их законы (торе), относительно рабов, были гораздо гуманней, мягче, если сравнивать с римским законодательством о рабстве.