Одной из самых сложных и трудных проблем является проблема идентификации древнетюркской письменности, которая усугублена не только тем, что крайне скудны источники по этой теме, но и тем, что на протяжении многих веков к ней предвзято относились многие ученые. Многие ученые до последнего времени считали, что не было у кочевников письменной (светской) литературы и письменной культуры. Бесспорно то, что у кочевников существовало высокое искусство: изделия из железа, золота, бронзы, которые были выполнены в «зверином стиле».
А вот письменность в древние времена, пусть и не систематически, но для хозяйственных нужд использовалась, это подтверждают надписи на могильных памятниках. У кочевников не было своего алфавита, они применяли согдийское письмо, в котором согдийскими буквами составлялся текст на тюркском языке. Бугутская надпись относится к таким известным памятникам, который стоит на кургане, открытый в честь Таспара, одного из первых каганов. Именно эта Бугутская надпись является самым древним литературным текстом, так как эпитафия, представляющая надпись на могильном камне, относится к литературному жанру.
Однако, принято считать, что древнетюркское письмо было открыто и стало доступно в ученом мире в XVIII веке. Это было в то время, когда на службе у Петра I состояли Д.Мессершмидт, немецкий ученый, и И.Страленберг, пленный шведский офицер, который был спутником ученого, они обнаружили стелы с клинописными надписями в долине Енисея. Эти тексты носили рунические названия, так как они напоминали скандинавское руническое письмо.
Слово «Руна» означает тайнопись. В 1889 году каменные стелы с «руническими» надписями нашел русский путешественник Н.М. Ядринцев вместе с местными жителями. Путешественник был другом Ч.Ч.Валиханова. Эти стелы они обнаружили в Северной Монголии в долине реки Орхон. Только через несколько лет датский лингвист В.Томсен смог расшифровать эти тексты, в которых первое слово, им идентифицированное, было «Тенгри-Бог». В.Томсен перевел эти тексты, как надпись о Бильге и Культегине кагане.