С 1141 по 1204 годы жил азербайджанский мыслитель, поэт, философ, который на языке фарси писал. В семье ученых богословов родился Низами Гянджеви. Все науки прошел Низами за короткую свою жизнь, то есть от кольца Сатурна до центральной части Земли, и кладезем всех предметов он стал. В его поэмах нашли отражение вехи жизненного пути Низами, так как его слава как лирика-философа быстро распространялась, и что от участи быть придворным поэтом он отказался, потому что отвергал все преходящие и тленные соблазны. Низами жил за гонорары, которые он получал за заказанные сочинения. Рабыню-турчанку Афак однажды, как гонорар, подарил ему правитель Дербента. В этот период чуть за тридцать лет было Низами, и она его женой стала, его творчества музой и матерью его единственного сына Мухаммеда. Низами был противником многоженства, и он писал, что достаточно одной жены, а мужчина одинок с множеством жен. В 1177 году была написана первая поэма Низами под названием «Сокровищница тайн». В основу второй поэмы «Хосров и Ширин» легла любовная история с множеством треугольников-разновидностей, которая появилась в 1181 году. На мотив бытовавшей восточной легенды о любви посвящена третья поэма «Лейли и Меджнун», написанная в 1188 году. Сельджукским султаном Сулейманом бала заказана четвертая поэма «Семь красавиц». В этой поэме автор посвящает ему специальную главу, она является и хвалой и наставлением, сравнивая его с Соломоном-Сулейманом. И в последней своей поэме, то есть в этническом сказании «Искандер-наме» или Книга об Искандере занимает Низами идея гармонического государства. Эта поэма была завершена в 1204 году. Развитие поэзии народов Востока определили на многие века пять поэм Низами. Написать подражания на сюжеты поэм Низами, при этом сохраняя форму рифмовки, считал своим долгом каждый выдающийся поэт. Не только в литературу Востока, но и Запада, внесло свой вклад творчество Низами. Одним из семи гениальных поэтов всех времен и народов считал его В.Гете.