Основными чертами эвенков, коренного этноса Забайкайлья, являются переносной конический чум, облегающая распашная одежда, верховое оленье седло, вьючная сума, легкая каркасная лодка, анимистическое мировоззрение и приверженность к шаманизму. Самое интересное то, что на земле нет такого народа, имеющего малую численность, которой обитал бы на 7 миллионах квадратных километров, то есть от Северного Ледовитого океана до Монголии и Китая и от Енисея до Дальнего Востока. По берегам Лены, Ангары, Байкала расселялись эвенкийские племена в нашем крае. Таежными цыганами этнографы XIX века прозвали эвенков за их кочевой образ жизни.
Эвенки, которые ранее назывались тунгусами, перемещались активно по тайге в поисках новых охотничьих угодий, при этом они перевозили с собой оленьи чумы и домашнюю утварь. С приходом советской власти появилось оседлое проживание. Этот народ и сегодня продолжает жить той жизнью, несмотря на эти перемены, что и сотни веков назад жил. Скотоводством, охотой и рыболовством издревле занимались эвенки. Три основных хозяйственно-культурных типа эвенков сложились со временем: «ороченов» то есть оленеводов, «хамниганов» то есть конных, «ламученов» то есть охотников. Охота на соболя, лисицу, белку, рысь, горностая и других пушных зверей была основным занятием ламученов. Овец и лошадей разводили хамниганы, и жили на территории Забайкалья и Монголии в войлочных юртах. Во всех районах в различной степени было развито оленеводство. Символом благополучия и достатка является олень для эвенка, а не просто домашним животным. В те времена богатство эвенка исчислялось количеством оленей.
Источником пищи и основным средством передвижения являлись олени для эвенков. Эвенки живы, пока живы олени, так гласит старая эвенкийская пословица. Родами жили эвенки на протяжении столетий, и вождь стоял во главе каждого рода. Формы коллективного распределения и взаимопомощи были развиты. (далее)